«Поющие камни» — трагедия «бурятской Кассандры»

На этой неделе Госархив Бурятии проводит серию мероприятий в честь столетия государственной архивной службы России и 95 летия Архивной службы Бурятии.  Празднование открыл спектакль «Поющие камни», в Бурятском театре драмы имени Хоца Намсараева 13 декабря, который был поставлен на основе исторических событий, основанных на архивных доументах.  Не посетить такое событие я не мог. Поделюсь впечатлениями.

Итак, «Шэнхинүүр шулуунууд» — «Поющие камни». Это постановка по пьесе Базара Барадина, основанной, в свою очередь, на реальных исторических событиях. Показаны перипетии судьбы правителя хоринских земель тайши Дамбадугара Иринцеева и его жены шаманки Шойжид, предсказавшей разрушение построенного им в 1795 году Анинского дацана.

Действие происходит в эпоху, когда в Забайкалье начал распространение буддизм, вытесняя языческие верования. Тогда же царское правительство начало переселение в Сибирь крестьян из центральных районов страны, поселенцы получали надел. Часть переселенцев было поселено на родовые земли хоринских бурят. Одновременно хоринским бурятам выдали законодательное право владеть оставшейся землёй.

Сюжет: тайша Дамдадугар женится на юной шаманке Шойжид. Но их семейная жизнь не безоблачна – она никак не может родить ему ребёнка. Неоднозначно люди воспринимают и её предсказания о грядущих бедах. Кроме того, сподвижник тайши, Галсан Мардаев недоволен её влиянием на своего вождя, и пытается настроить против неё и людей, и самого тайшу. Вдобавок, приходит указ русского царя с требованием отдать часть земель переселенцам-хлебопашцам. Тайша вынужден подчиниться, но жена настаивает, чтобы он не отдавал её родные земли в Тугнуе, а отдал хоринские. Это тоже не прибавляет симпатий к ней у населения. Однажды Шойжид предсказывает, что Анинский дацан, основанный её мужем, будет разрушен, в нём устроят скотобойню. За это пророчество  возмущённые подданные убивают её.

Постановка выдержана в «модерновом» стиле с максимумом условности, танцевальными композициями. Актёры играют в загадочном полумраке, тем временем сверху падает снег. Как рассказали постановщики, сценический «сухой снег» символизирует пепел, осыпающийся после взрыва дацана. Что же касается смыслового ряда – что можно сказать? Показана трагедия «бурятской Кассандры», прорицательницы, ненавидимой людьми и убитой за плохие пророчества, показана трагедия несчастной семьи, трагедия кочевников, вынужденных оставить земли предков. Отчасти показан и конфликт шаманизма и распространяющегося буддизма. Складывается впечатление, что авторы постановки хотели показать конфликт старой и новой веры бурят, но словно побоялись сделать это слишком явно. В итоге получился лишь тонкий намёк на трагические события. Сюжетная линия пьесы несколько невнятна, не совсем понятно, вокруг чего строится ход действия. Спектакль оставляет впечатление прикосновения к реальным историческим событиям. Имея  сильные сюжетные коллизии, как то предсказания, смерть шаманки, подтверждение её пророчеств, тем не менее, не хватило эмоционально окрашенного финала.

Добавим, перед спектаклем в холле театра прошла выставка архивных документов, посвящённых событиям постановки.

— Согласитесь, когда спектакль на историческую тему дополняют подлинными архивными документами, у зрителя появляется возможность получить большую полноту картины событий истории нашего народа, — заявил председатель Народного Хурала Цырен Доржиев, присутствовавший на спектакле.

С торжественной речью выступила и новый министр культуры Соелма Дагаева, а также руководитель театра Эржена Жамбалова и директор Госархива Бурятии Бутит Жалсанова.

Директор государственного центра эвенкийской культуры «Арун» Надежда Шеметова, обсуждая спектакль, высказала идею подобной постановки, посвящённой легендарному эвенкийскому князю Гантимуру.

В завершение хочется высказать респект Буряадтеатру за то, что именно здесь мы видим как театр откликается на злободневные события в жизни своего этноса («Алдар. 9 секунд»), ставит спектакли, основанные на реальных исторических процессах, хотя подход иногда вызывает споры. Думается, что много ярких исторических моментов, драматических сюжетных линий можно найти, обратившись к истории белого движения в Сибири, казачества и пр. Хотелось бы стать зрителем подобной  постановки на сцене театра русской драмы имени Бестужева.

Василий Тараруев

2 комментария

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.