Представители эвенков Бурятии посетили День Оленевода в Якутии

Празднование проводилось с 27 февраля по 3 марта 2018 года в селе Иенгра Нерюнгринского района Якутии. Это был фестиваль традиционной эвенкийской культуры, включавший выступления творческих коллективов, конкурсы школьников, выставку национальной кухни, гонки на оленях. В фестивале участвовали эвенки-оленоводы Якутии, Амурской области, Красноярского края, приехали представители других народов Севера. В конкурсах школьников участвовали старшеклассники «Школы Арктики» города Нерюнгри, и Золотинской школы-интерната им. Г М Василевич. Из Бурятии на День Оленевода прибыла делегация государственного центра эвенкийской культуры «Арун», в её составе был и представитель общественной организации поддержки коренных народов Сибири «Китой».

Я и олень

Также на День Оленевода приехала делегация от Ассоциации оленеводов мира, в её состав входили учёные и оленеводы из Норвегии. Хотя они прибыли на национально-культурное мероприятие в качестве почётных гостей, их мысли заняты более серьёзными вопросами.

—  У нас именно таёжное оленеводство вызывает большую обеспокоенность, потому что наибольшее сокращение поголовья оленей происходит в таёжной зоне, — прокомментировал глава Ассоциации оленеводов мира Михаил Погодаев.

Мероприятия Дня Оленевода проходили в несколько этапов. Первый день было торжественное открытие с чествованием заслуженных оленеводов, выступлениями прибывших делегаций и представителей региональных властей. Была и концертная программа с эвенкийскими танцами и песнями. Всё это проводилось в помещении иенгринского этнокультурного центра «Эян» имени В. Еноховой. Отметим, село Иенгра насчитывает около тысячи жителей, почти 90% из них – чистокровные эвенки.

Надежда Шеметова на презентации книг центра «Арун»

Второй этап фестиваля проходил на следующий день в этом же помещении. Вначале директор центра «Арун» Надежда Шеметова провела презентацию книг, изданных центром «Арун». Это научный сборник «Эвенки Бурятии» и сборник музыкальных произведений «Антология эвенкийской песни». Надежда Шеметова привезла десять  экземпляров, которые от имени эвенков Бурятии были торжественно вручены руководителям центра «Эян» и Золотинской школы- интерната, жителям села Иенгра.  Здесь стоит отметить , что в Антологию эвенкийской песни были включены песни двух авторов- уроженцев села Иенгра. Это прежде всего Владимир Колесов и Октябрина Наумова, чьи песни были впервые переложены на ноты композитором П. Дамирановым.  И конечно как составитель, Надежда Шеметова, а также члены творческой группы плотно работала с жителями села, проводила консультации при создании Антологии. Александра Игнатенко – методист Центра «Эян» тепло поблагодарила от лица жителей села Иенгра, отметив, что такое издание как Антология эвенкийской песни – явление в культурной жизни всего эвенкийского этноса, и событие которое происходит один раз в столетие.

Эвенкийская кухня

После презентации начался конкурс национальной кухни оленеводов. Жюри и гости мероприятия могли угоститься олениной во всех видах, мясом глухаря, вареньем из морошки, печёной рыбой и иными блюдами традиционной эвенкийской кухни.

Мясо с ноги оленя

В конкурсе приняла участие и оленеводка из Норвегии Ингер Анита Смук. Она продемонстрировала образцы блюд оленеводов северной Европы – вяленое мясо и своеобразные «мясные роллы».

Профессор Свен Матиссон

В делегацию Ассоциации оленеводов мира входил также профессор Северо-Восточного федерального университета имени Амосова в Якутске, руководитель института циркумполярного оленеводства Арктики в Норвегии Свен Матиссон. Учёный исследует связь изменений климата с состоянием оленеводства, попутно изучая культуру коренных народов Севера. Профессор очень положительно отозвался о конкурсе, и выразил сожаление, что коренные народы Севера утрачивают традиционную культуру питания. О мероприятии он пообещал рассказать на заседании Арктического совета.

— Мы расскажем, что у эвенков, живущих в Нерюнгринском районе Якутии очень богатая культура питания. Но она находится под угрозой из-за глобализации, потому что сейчас везде можно найти «кока-колу» и фастфуд. Кроме того, быт эвенков под угрозой из-за промышленного освоения: я был в Иенгре несколько лет назад, и сейчас я вижу другую Иенгру. Об этом я собираюсь рассказать на Арктическом совете, — заявил Свен Матиссон.

Конкурс национального костюма

А вечером в центре «Эян» прошёл молодёжный конкурс «Дэвэлчен» среди юношей.  Юные эвенки рассказывали о себе, своих семьях, состязались в номинациях: художественный номер, национальный костюм, костюм, в стиле «Авангард», визитка. Особо хочется отметить что все визитки были представлены на эвенкийском языке. Симпатии зрителей снискал юный певец и композитор Кирилл Каянович, несколько раз выступивший с песнями на эвенкийском. Он воспитанник «Школы Арктики» и уроженец Эвенкийского района Красноярского края. Отметим, что Центр эвенкийской культуры «Арун» из Бурятии и  Иенгринский этнокультурный центр «Эян» имени В. Еноховой  связывают годы сотрудничества. Надежда Шеметова была приглашена в качестве председателя  жюри  конкурса «Дэвэлчен».

Третий день был отведён состязаниям «Илмакта этэ егэини» — оленьим гонкам среди детей. Состязания проводили на ледовой площадке замёрзшей реке Иенгра, неподалёку от посёлка, которому она дала имя. На берегу оборудовали сцену для выступлений и целое эвенкийское стойбище – ряды палаток, где жили приехавшие оленеводы. Таёжные эвенки-оленеводы, прибывшие на соревнования, пригнали целые стада оленей. Гонки проводились в нескольких видах – состязания упряжек в нарты, состязания всадников, общий забег. Старшим участникам было 14-15 лет, самому младшему – лет пять. По требованиям состязаний, оленьи наездники были одеты в добросовестно реконструированные национальные костюмы эвенков-орочонов. Юные участники – дети оленеводов, и с оленями приучены обращаться чуть ли ни с рождения.

Надо сказать, оленеводы Якутии испытывают те же проблемы, что и эвенки севера Бурятии. И без того не слишком рентабельная отрасль страдает от отсутствия поддержки. Закреплённой за оленеводами авиации, как было в советские времена, сейчас нет, а найм вертолёта обходится чрезмерно дорого. А ведь раньше авиацией снабжали удалённые стойбища, увозили больных, с воздуха отстреливали хищников. Сейчас расстояние, на которое оленеводы удаляются от населённых пунктов, намного сократилось, также сильно расплодились волки. Новой угрозой стали и одичавшие собаки. Есть проблемы и законодательного характера – нет разграничения тундрового и таёжного оленеводства, нет закона о признании оленеводства этнообразующим видом деятельности.

Тем не менее, немало молодых эвенков идут по стопам родителей. Быть оленеводом – это призвание. Кто ещё согласится за скромный заработок месяцами жить в морозной тайге в брезентовых палатках? Но как говорят сами оленеводы, пока жив олень – жив эвенк.

Василий Тараруев

One comment

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.