Вооружение эвенков Сибири

Военное дело эвенков пока не стало предметом самостоятельного научного исследования, поэтому известно о нем не много. Эвенки использовали дистанционное оружие (луки, а позднее ружья) и оружие ближнего боя (топоры, копья, пальмы, ножи). До XIX в. главным оружием дистанционного боя у них был лук. Использовались луки двух типов – простые и сложные, сами эвенки разделяли луки на охотничьи (бэюмэгдэ) и военные (илэмэгдэ). Сложный лук (бэр; нонча; исты), длиной в одну ручную сажень, склеивали рыбьим клеем из двух хорошо просушенных в течении 2-х лет, обычно естественно изогнутых пластин ели и березы или лиственницы и кедра. Енисейские эвенки в середину лука вклеивали квадратный или овальный березовый клин; нелькано-аянские эвенки по образцу привозных (даурских) луков обкладывали свои с внутренней стороны китовым усом. «Даурские» луки (нома) попадали ко всем амурским и забайкальским эвенкам. Западные эвенки снаружи обклеивали лук берестой, а концы с надставкой из березы частично обматывали сухожилиями. Восточные эвенки обматывали сухожилиями только концы лука у надставки и оклеивали лук полосами черемухового дерева (кар) и берестой или делали надставные концы (оркам) с вырезами для насаживания тетивы, из черемухи, иногда из рога без обмотки. Тетиву (илин — игин) изготовляли из волокна конопли, полосок кожи, а сымские иногда обматывали ее тонким слоем бересты, луки имели слегка двояковыгнутую форму.

Воин-эвенк, музей народов севера в Багдарине

Простой лук (алана), был короче сложного (около 1 м.) и имел одну изогнутость. Изготовляли его из одной пластины лиственницы и обклеивали берестой иногда кожаными полосками. Некоторые эвенки на выгнутой стороне прокладывали сухожилие. Тетива изготовлялась из волокон крапивы и конопли. По сообщению путешественника XVIII в. Джона Бела лук носили всегда в левой руке.

Пищаль

Стрелы (нюр) различались наконечниками. Охотясь на кабаргу и выдру, использовали вилообразные наконечники с зазубринами на внутренней стороне; на крупного зверя – шилообразные и двухлезвийные наконечники с одной зазубриной у основания. Были стрелы с соскакивающими наконечниками, державшимися на сухожильной нитке, такая стрела не убивала зверя, а задерживала его бег. Оперение стрел шириной 3 см. делали из перьев дятла, орла и из хвостовых перьев дятла. С орлиным оперением стрела должна была быть тяжелее. Колчан для стрел изготовляли из ровдуги (особым образом выделанная кожа) и обычно богато орнаментировали, носили его за спиной или на боку.

Пищаль

С огнестрельным оружием енисейские эвенки познакомились благодаря русским; след этого сохранился у сымских эвенков в названии ружья – пишал (ср. русс. пищаль), хотя уже к XVIII в. появилось уже и местное название – пэктырэвун (оружие которое делает вспышку и производное от него – пэктырэ – стрелять из ружья); амурские эвенки и манегры познакомились с ружьем, по-видимому, через даурских торговцев, об этом свидетельствует сохранившееся в их говорах слово – мевчан. Алданские и аянские эвенки узнали о ружьях от якутов и длительное время покупали у них переделанные русские ружья, эти эвенки перенесли на ружье название лука — бэр.
Кроме оружия дистанционного боя эвенки пользовались ножами, копьями-отказами и пальмами.
Эвенк-охотник всегда носил с собой нож (зап. пурта, вост. кото), западнее лены его носили привязав к бедру, а к востоку от нее на поясе. Копье-отказ — гида представляло собой двусторонне острый листовидной формы наконечник со втулкой, который насаживался на длинное, в рост человека деревянное древко и укреплялся гвоздем.

Эвенкийская пальма

Пальма – кото (зап.), уткэн (вост.) представляла собой массивный длинный (50 – 60 см.) односторонне заточенный тесак, нижний конец, которого вставлялся в расщепленный конец древка-ратовища и обклеивался полосой бересты. Длина древка у западных эвенков превышала рост человека, а у восточных достигала 1 м. Большинство эвенков предпочитало копью рогатину, поскольку последняя была тяжелее и ее можно было использовать как топор. Имеются данные, согласно которым эвенки имели наряду с луком и стрелами, копьем и ножом «маленький топорик».

Эвенкийская пальма в Читинском краеведческом музее

Снаряженные таким образом они, не боятся нападать на самых свирепых лесных обитателей, не исключая самых больших медведей, ибо они отважные люди и ловкие стрелки.
Кроме «лесных» эвенков были эвенки, ведущие кочевое хозяйство подобно бурятам и монголам, они кочевали в юго-восточных районах Забайкалья. Эти племена к приходу русских почти полностью были ассимилированы бурятами, и в этническом и в языковом плане.

Вадим Мясников, кандидат исторических наук.

Из книги «Военное дело кочевников Байкальского региона в период средневековья : [учебное пособие] / В. Ю. Мясников, В. Д. Дугаров ; Респ. центр дет.-юнош. туризма и краеведения. — Улан-Удэ : Бэлиг, 2004″.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.