Верования и обычаи эвенков

Эвенки – это народ, который поклоняется Духам. Нас всюду окружают Духи, к ним нужно относиться почтительно: одаривать их подарками (эвенки повязывают разноцветные лоскутки, ленты на деревья, кормят огонь, бросая в него кусочки мяса, брызгая кровью, жиром.). Есть дух тайги, дух воды, дух огня и т.д. Духи одаривают за почтение богатой добычей рыбы, оленя, сохатого. Дадут здоровья, удачи. Раньше эвенки — охотники использовали амулеты изготовленные из медвежьих лап, беличьих лапок, из носов соболей. В эвенкийских семьях имелись хранители очага, обереги в виде куклы Сэвэк, которые освящались окуриванием жира. Обереги Сэвэк наряжались в красивую одежду. Их нельзя было показывать посторонним. Хранила их женьщина. Когда мужчина уходил на охоту, она доставала Сэвэк и просила его об удаче на охоте.
Обряды, обычаи — это часть культурного наследия эвенкийского народа. В обычаях отражаются связь с природой, самобытность, правила поведения. На любом эвенкийском празднике эвенки проводят обязательно такие обряды, как обряд очищения -Имтыми, обряд кормления Духа огня, обычай Нимат. Обряд окуривания -Имтыми –это обычай, при помощи которого изгоняли от людей и оленей духов болезней, неудач, несчастий. Окуривание проводили при помощи жира и дыма священного можжевельника- сэнгкирэ. Самая уважаемая эвенкийская женщина- из старейшин, проводит этот обряд. После окуривания все проходят через чичипкан- расщепленное дерево.
С древних времен эвенки почтенно относятся к огню. По обычаям эвенков нельзя в огонь плевать, кидать острые предметы, ругаться рядом с огнем. Нельзя в огонь бросать кости от животных, рыбы. В огонь кладут не менее трех полен. Нельзя класть одно. Если переходишь в новое жилище- обязательно нужно взять золу со старого очага. По поверьям эвенков огонь обладает сверхъестественной силой и является хранителем семейного благополучия –умеет читать мысли людей, предугадывать события
К медведю самое трепетное у эвенков отношение. По поверьям эвенков –это прародитель. Есть древний праздник у эвенков — Медвежий праздник. По случаю добычи медведя устраивали праздник. Сопровождается песнями, танцами, играми. После добычи медведя, в берлоге охотники проводили ритуал. Разжигали костер, изготавливали шашлыки из разных органов медведя. Мясо съедалось всеми участниками охоты, чтобы охотник не боялся этого зверя. Потом проводилась импровизированная борьба с головой медведя, «борьба» заканчивалась победой над медведем. Все жители стойбища, после добычи медведя, собирались вместе, услышав шум, крики зверей и птиц (сами охотники импровизировали эти крики). Так охотники выходя из тайги оповещали жителей о добыче медведя. Люди собирались все вместе.Начинали разжигать большой костер.Проводили импровизированную борьбу мальчика, будущего охотника, с головой медведя. Борьба заканчивалась победой мальчика. Разделка туши медведя проходила так. Люди приговаривали: «Прости, дедушка, это не мы тебя убили, это ворон тебя убил. Снимай, дедушка, рукавицы, снимай шапку, унты. Спи спокойно, там в Нижнем мире передавай привет нашим предкам». Мясо варилось целый день, выставлялось всем на угощение. Пока шли приготовления, люди танцевали ехор, пели песни, проводили игры. Голову медведя, глаза «хоронили» на дереве. Завертывали в бересту и водружали на высокое дерево. Праздник продолжался до вечера с песнопениями, играми.
Обычай Нимат- обычай делиться с сородичами добытым мясом, рыбой. Охотник всегда угощает сородичей мясом, так даже одинокие женщины, больные старики никогда не остаются без пропитания. Этот обычай основан на доброте, взаимовыручке, взаимопомощи.

ИРОО «Союз содействия коренным малочисленным народам
Севера Иркутской области»

 

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.