Улан-Удэ — историческая территория эвенков

Выдержки из доклада  доктора исторических наук, доцента Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН Ольги Бураевой на круглом столе «Право коренных малочисленных народов Севера на этническую самоидентификацию», прошедшем 20 апреля в Улан-Удэ в Доме дружбы народов.

Архивные документы позволяют нам говорить о том, что город Улан-Удэ – это место исторического проживания, точнее, кочевания тунгусских родов.

Байкальский регион является территорий соприкосновения азиатских степей и сибирской тайги, а также входит в широкий пояс лесостепей, простирающихся от Урала до Амура, который образует особый культурный коридор, соединяющий западную и восточную часть Азии.

Ольга Владимировна Бураева

Такое географическое положение региона приводило к тому, что с глубокой древности здесь происходило взаимодействие народов обширного ареала, включающего Центральную Азию, Западную и Восточную Сибирь. Регион на протяжении тысячелетий являлся своеобразным этнокультурным перекрёстком, что накладывало психологический отпечаток на характер существовавших на его территории народов. Широкое этнокультурное взаимодействие способствовало формированию здесь культур открытого типа – готовых к культурным инновациям, терпимых к иноэтническому присутствию и склонных к контактам с различными народами. К моменту появления русских в регионе его территорию населяли монголоязычные, тунгусоязычные и тюркоязычные народы.

В конце первого – начале второго тысячелетия в Сибири сложилось два тунгусских этноса: западные енисейские и восточные приленские. Для западных тунгусов было характерно участие в их формировании самодийских, енисейских и тюркских компонентов, для восточных – палеоазиатских и монгольских. Образование приленских тунгусов происходило одновременно со сложением средневековых монголов. К 17-му веку развитие тунгусских народов привело к возникновению многочисленных субэтносов, которые далеко не всегда представляли из себя монолитные образования, а заселяли иногда достаточно отдалённые друг от друга территории. К 17-му веку западные тунгусы – шимагиры, наягиры, комкагиры – занимали горно-таёжные районы Прибайкалья и южного побережья Байкала. Восточные – камчагиры, нелюды, намяты и другие группы – были расселены по горным хребтам Забайкалья и Северо-Восточного побережья Байкала. Таким образом, в Байкальском регионе территории, занятые монголоязычным населением, перемежались землями, заселёнными тунгусами.

Присоединение Забайкалья к России началось с севера Байкала и с запада, после появления первых «служилых людей» на берегах Байкала. В 1643 отряд Скороходова прошёл вдоль берегов Байкала и вышел к реке Баргузин, где погиб в столкновении с тунгусами. Однако уже в 1645-1647 годах отряды Колесникова и Похабова вместе с «промышленными людьми» установили в Забайкалье мирные контакты с бурятским и тунгусским населением, и монгольскими князьями, стремившимися распространить свою власть на местное население. В 1646 году казачий атаман Василий Колесников заложил Верхнеангарский острог на землях тунгусов. В 1648 году сын боярский Иван Галкин построил на реке Баргузин острог и привёл в русское подданство тунгусское население, жившее в верховьях Витима, у озёр Еравнинское и Бужинай по реке Мани.  В 1652 году на озере Баунт был поставлен Баунтовский острог. В 1653 году сотник Пётр Бекетов основал Веденский острог на разделе рек Хилок и Ингода. В устье реки Нерчи казачьим десятником Максимом Уразовым был построен Нерчинский острог. В 1658 году возведён Телембинский, в 1662 году на реке Витиме – Кучицкий, а в 1665 году были построены Селенгинский острог и Удинское зимовьё. Эти остроги образовали сеть укреплений, которые защищали Забайкалье от внешних набегов, и способствовали хозяйственному освоению этого района русским населением.

Надо отметить, что Селенгинский острог был построен 27 сентября 1665 года для сбора ясака с тунгусов. Удинское зимовьё, впоследствии Удинский острог, потом город Удинск, Верхнеудинск, Улан-Удэ – было поставлено в устье реки Уда, впадающей в реку Селенга в октябре 1665 года после строительства Селенгинского острога. В документе, который находится в Санкт-Петербургском филиале архива Российской академии наук, фонд №21, опись №4, дело №23, сказано: «А иноземцев к новому Селенгинскому острогу было призвано великим государем в ясачный платёж Коленкурского рода иноземцев тунгусских 25 человек. А вот для тех новых призовных иноземцев поставлено ясачное зимовьё на устье реки Уды». То есть главной функцией Удинского зимовья являлся сбор ясака с окрестного тунгусского населения. Другое дело, что в результате появления русских в Байкальском регионе уже в 17-м веке существенно изменилась этнографическая карта края. Итогом всех подвижек на протяжении 17-го века стал наметившийся сдвиг ареала расселения бурятских племён с запада на восток Байкала, и тунгусских родов – на север. То есть, они были вытеснены, и в результате, поскольку они занимались оленеводством и коневодством, были вынуждены уйти на север Байкала. Исходя из этого, мы можем на основании архивных документов констатировать, что Удинское зимовьё первоначально было построено именно для сбора ясака с окрестного тунгусского населения, которое жило вокруг Байкала с юга.

<…>

После того, как зимовьё было построена, баргузинские тунгусы разогнали тунгусов Коленкурского рода, отобрали у них все пожитки, те убежали. Но приказчик Баргузинского острога нашёл этих баргузинских тунгусов, отобрал у них всё это, наказал, и писал потом царю, что ему нужны подарки, чтобы «лаской» вернуть в подданство России тунгусов, которых те обидели.

<…>

Говорить, что русские пришли на территорию, где все мирно жили и все были «белые и пушистые», неверно. Малые народы платили ясак эвенкам, эвенки платили ясак бурятам и монголам, буряты платили монголам. В общем, здесь такая иерархия была, когда более слабые платили более сильным. Потом, когда пришло русское государство, и тунгусские, и бурятские племена, и монгольские тоже, оказались перед выбором: или русское владычество принять, или китайское. Часть монгольских племён добровольно ушла под китайцев. Часть переселилась на территорию Байкальского региона и приняла русское подданство.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.