Коренные малочисленные народы Бурятии требуют право на самоидентификацию

Эвенки и сойоты республики в очередной раз затронули проблему юридической фиксации своей национальной принадлежности, чтобы более полно реализовать положенные законом права, и в то же время, пресечь неправомерное использование этих льгот лицами, не являющимися КМНС. Этому вопросу был посвящен круглый сто «Право коренных малочисленных народов Севера на этническую самоидентификацию», состоявшийся 20 апреля в Улан-Удэ в Доме дружбы народов. Мероприятие проводилось в рамках подготовки приказа федерального агентства по делам национальностей, присутствовали руководители общественных и национально-культурных объединений КМНС, депутаты Народного Хурала Бурятии, сотрудники комитета по межнациональным отношениям правительства республики, ученые-этнографы, представители муниципальных властей мест компактного проживания КМНС. Организатором мероприятия выступили Общественная палата РБ.

Заседание открылось вступительным словом председателя общественной организации «Дом дружбы» и члена Общественной палаты РБ Сажиды Баталовой. Она отметила, что свыше шести тысяч жителей Бурятии относятся к категории КМНС, поэтому они важны вопрос в работе комиссии ОП РБ по гармонизации межнациональных отношений.

— В настоящее время для КМНС у нас в Восточной Сибири вроде очень много делалось, но к сожалению, проблемы правоприменительной и правозащитной практики до сих пор как бы стоят на месте, и их в общем-то решать очень сложно, — отметила Сажида Баталова.

Сажида Баталова

Первой выступала председатель национально-культурной автономии эвенков РБ Мария Бадмаева. Она подчеркнула, что право гражданина России на национальную самоидентификацию закреплено в ст.26 Конституции РФ. Она отметила, что в РФ выработана законодательная база, гарантирующая КМНС особые права.

— Но, к сожалению, эти законы носят «рамочный» характер. Если их рассматривать с качественной стороны, эти законы декларативны, противоречивы, и даже проблемны. Так, полностью заблокировано применение федерального закона о территориях традиционного природопользования, — заявила Мария Бадмаева.

Мария Бадмаева

Тем не менее, по ее словам, сейчас вопрос сдвинулся, создана ТТП в Окинском районе, и готовится создание в Баунтовском районе. Другой вопрос – виды деятельности, которыми вправе заниматься общины КМНС, помимо традиционных промыслов, например, добычей ископаемых. Есть сложности с получением земельных участков для ведения традиционной деятельности. Мария Бадмаева отметила ликвидацию государственных инстанций, непосредственно занятых проблемами КМНС, таких, как Госкомсевер или комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов, также некоторую стагнацию и даже регресс законодательства о правах КМНС.

Важным вопросом, поднятым ею на круглом столе, стало подтверждение национальной принадлежности КМНС соответствующими документами.

— Дело в том, что по новому российскому законодательству необходимо предъявлять документ, удостоверяющий национальную принадлежность в связи с традиционной хозяйственной деятельностью: охотой, рыбловоством, а как известно, «пятая графа» в паспорте удалена. И дело доходит до абсурда: на речке рыбинспектора подходят к эвенку, который ловит рыбу, и требует с него паспорт. Во-первых, паспорт он с собой не носит на охоту и рыбалку, а во-вторых, там «пятая графа» удалена, не отметки о национальной принадлежности. Ну это просто настоящее издевательство, — возмущалась Мария Бадмаева.

Надежда Будаева

Ее поддержала президент Ассоциации КМНС РБ Надежда Будаева, выступавшая вслед за ней. Одно время КМНС могли удостоверять национальность специальным вкладышем в паспорт, но позже прокуратура настояла отказаться от такой практики. Сейчас, по словам Надежды Будаевой, у охотников отбирают вкладыши, был даже случай, когда его порвали на глазах у владельца. На территории Бурятии представители КМНС могут удостоверять национальность справками, которые выдает АКМНС РБ.

— ПФР Бурятии пошел нам навстречу, и справки нашей общественной организации, в отличии от других регионов, являются основанием для начисления пенсии, — сообщила Надежда Будаева.

Вместе с тем она отметила «зыбкость» подобной практики, ведь подобные справки будут действенны лишь до поры до времени.

Мария Бадмаева подчеркнула необходимость единого порядка этнической идентификации лиц, желающих быть включенными в состав того или иного малочисленного народа в целях обретения полагающихся преференций. Отсутствие такого порядка порождает произвол, когда в КМНС записываются люди, ими не являющиеся – чтобы получить их льготы. Например, в Баргузинском районе рыбаки создали «эвенкийскую» общину «Курбулик», получавшую большие квоты на вылов рыбы. При этом эвенков в общине было всего несколько человек, большую ее составляли русские. Или русский житель Северобайкальска, который с этой же целью записался в эвенки, приведя в ЗАГС двоих свидетелей.

— Даже выходила статья «Запишись в эвенки!», что нас оскорбляло, — возмущалась Мария Бадмаева.

Решить проблему предполагается введением реестра лиц, относящихся к КМНС. По словам Надежды Будаевой, в ряде субъектов РФ подобные реестры успешно применяются, например, Ямало-Ненецкий автономный округ или Камчатский край.

Подняли и другую проблему – часть населенных пунктов, являющихся местом компактного проживания эвенков, не попала в специальные государственные реестры. Например, «выпал» целый Окинский район, и его коренные жители-сойоты лишились возможности получать социальную пенсию. В перечень мест компактного проживания КМНС не попала часть поселков северных районов. Например, в Курумканском районе не попали эвенкийские селения Дырен и Улянхан, что создает охотникам сложности при занятии промыслом, сейчас ожидается ответ от Бурохотнадзора по этой проблеме. Не попал Улан-Удэ, в отличие от Салехарда, Якутска и Хабаровска, хотя в нем проживает 453 эвенка и 199 сойотов.

Надежда Шеметова

Директор эвенкийского культурного центра «Арун» Надежда Шеметова в своем выступлении отметила, что это мешает и их деятельности по сохранению и развитию эвенкийской культуры на территории Бурятии.

— То, что Улан-Удэ не входит в перечень мест компактного проживания, в какой-то мере нам мешает, потому что мы не можем войти со своими проектами в федеральную программу по выделению субсидий, не может претендовать на то, чтобы нас, наконец, оснастили автомобилем или иной материальной базой. Вы ведь знаете, как у нас финансируется культура. Я думаю, такие же проблемы испытывает город Северобайкальск, реализуя проекты культурного плана, — говорит Надежда Шеметова.

Она подчеркнула, что, таким образом, возникает ситуация, что представители одного и того же этноса оказываются в неравном положении, и это разделяет народ.

— Во-вторых, любой этнос имеет свою элиту. Чаще всего, эта элита проживает в столичных городах, и это естественно. Поэтому городу Улан-Удэ обязательно должен быть приравнен к местам традиционного проживания КМНС. В успешном становлении как экономики, так и социальной сферы должна быть системность. На сегодня город -столица региона – находится как бы вне этой системы, и это является тормозом для развития экономики и социальной сферы малочисленных этносов, — считает Надежда Шеметова.

Она также напомнила, что проблема определения мест компактного проживания КМНС тянется ещё с 90-х. И что уже тогда считалось, что государственная поддержка Севера не доходит до мест компактного проживания, «размываясь» по району.

Ольга Бураева

Доктор исторических наук ИМБИТ СО РАН Ольга Бураева в докладе сообщила, что ясачное зимовье, основанное русскими землепроходцами в 1665 году, было построено для сбора ясака с эвенков «Коленкурского рода». (Впрочем, казачьи остроги в Сибири в первую очередь собирали ясак именно с эвенков). Она отметила, что место зарождения столицы республики исконно населяли эвенки. Таким образом, это служит дополнительным аргументом признать Улан-Удэ территорией традиционного проживания эвенков.

Председатель совета депутатов Окинского района и член АКМНС РБ Мунко-Жаргал Ошоров сообщил, что в реестр на социальную пенсию не вошел не только Окинский район, но ряд сельских поселений в Баргузинском, Баунтовском, Закаменском и Северобайкальском районе, и тут сложно объяснить чьей-то халатностью. По его словам, проблема актуальна не только для Бурятии.

— По Российской Федерации ущемлены 13 регионов. Я поднимал вопрос в Салехарде по пенсиям на «свободном микрофоне», и меня поддержали представители регионов, не вошедших в этот перечень. Алексей Цыденов обещал мне, что поедет в Москву разбираться с этой проблемой, я ему сообщил, что проблема актуальна не только для Окинского района, ущемлено много людей, которые могут выйти на пенсию по постижению возраста. Если бы не было постановления от 1 октября 2015 года, работал бы ранее действующий закон, и этих проблем не было бы, — заявил Мунко-Жаргал Ошоров.

Мунко-Жаргал Ошоров

На круглом столе также затронули вопрос сохранения культуры эвенков. Надежда Шеметова рассказала о работе центра «Арун», в частности, о проведении межрегионального фестиваля эвенкийской культуры «Больдёр», уже ставшим «визитной» карточкой Бурятии. На «Больдёр» приезжают эвенки из всех субъектов РФ, где имеются их места компактного проживания.

— Мы должны наращивать темпы, чтобы мероприятие, ставшее уже брендовым, ничего не потеряло, и развивалось дальше, — заявила Надежда Шеметова.

Депутат Народного Хурала Оксана Бухольцева отметила, что проблемы КМНС – один из наиболее сложных вопросов парламента республики. По ее мнению, республиканские законы о КМНС по большому счету «полочные», содержащие значительные недоработки. Она, подтвердила, что в северных районах в эвенки из корыстных побуждений часто пытаются записаться люди, имеющие эвенкийских предков, но сами уже эвенками ни внешне, ни по образу жизни не являющиеся. Хотя в Северобайкальском районе все же наработали практику борьбы с такими злоупотреблениями. По ее мнению, человек, желающий установить через суд этническую идентификацию, должен не только иметь предков-КМНС, но показать владение родным языком и культурой, которые сейчас просто утрачиваются.

Оксана Бухольцева

— Если пошел в суд, то говори на языке и покажи, что знаешь культуру. Тогда для меня этот человек является представителем этноса, — говорит Оксана Бухольцева.

По итогам заседания для решения перечисленных проблем было предложено создать рабочую группу с привлечением Народного Хурала и различных экспертов, чтобы подготовить необходимый пакет документов.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.