Сакральные места и памятники культуры, истории и природы Саянских территорий Бурятии. Часть 1

I. Буха ноён, Будан хатан эбии.

Памятник истории, культуры и природы

Место расположения: Восточная оконечность Восточных Саян, хребет к северу от с.Далахай. На склоне хребта издалдека из долины р.Иркут (из Торской котловины) видна большая белая “плешина” — известняковые обнажения, над ними высятся две роговидные скалы высотой до 70 м, на одной из них – кумирня Буха ноёна (все это “Буха ноёной һуури” (“Ставка Буха ноёна”). Высота хребта около 1500 м, “Ставка” находится на половине пути до гребня.

Буха-Нойон

Буха ноён – древнейшая сакральная фигура (божество монгольского мира). В шаманских призываниях говорится, что он пришёл из «западных глубинных земель» («баруун досоо газарһаа”) за 2000 лет тому назад. Миф о Буха ноёне также уходит в глубины истории: это Египет (священные быки-аписы, которые были культом власти фараона), персонажи крито-микенской культуры, культуры Двуречья (шумерской, аккадской, вавилонской), Среднего Востока, на запад культ быка доходит до Северной Африки и Испании, в монгольском ареале особо почитается в Северной Монголии, в Бурятии, что является Севером монгольского ареала [А.Л.Ангархаев. Буряты в общемонгольской истории. У.-Удэ.: БГУ, 2014, с.77-85]. – Буха ноён – старший (верховный)  небожитель 13 Северных ноёнов («Арын арбан гурбан ноёдой ахалагша») хозяев местностей, гор и рек (Восточных Саян, Байкала, рек Лена, Ангара, Иркут, Баргузин, о.Ольхон, Селенги). Историко-этнографические и историко-культурные исследования показывают, что мифофольклорный «след» ведёт нас ко времени второй половины первого тысячелетия до н.э., т.е. к хуннским временам (приход Буха ноёна в наш регион фольклорно датируется 2000 лет тому назад, так говорится в призываниях в честь его (призывания сложились к 1500 г. н.э., при обособлении бурятских племен от всемонгольских.

Молебен у Буха-Нойона

Буха ноён – мифический предок бурят, родоначальник племени буряад. В ХIX в. и начале ХХ в. Западные буряты устраивали коллективные поклонения Буха ноёну (булагаты, хонгодоры, часть эхиритов) в Тунке.

Это историко-культурная часть почитания культа Буха ноёна. К тому же относится историческое сосредоточение здесь трех религий: тэнгэрианской,  буддийской, православной – в начале ХХ в. Высокий тибетский буддийский иерарх Буха ноёна “ввёл” в пантеон буддийских божеств (Ринчин-хаан), на вершине другой скалы (одном из двух “рогов Буха ноёна) монахи Гужирской церкви поставили часовню.

Тункинские шаманы

Ежегодно здесь устраиваются большие молебствия. Положено начало проведения на этих молебствиях культурных (концертных, театрализованных, спортивных) мероприятий. Построена кумирня – восьмистенная бурятская юрта.

Объект «Ставка Буха ноёна» привлекателен сакральностью для всего монгольского мира, мифофольклорностью – для Евразии, значит, имеет существенный потенциал для закладки  и развития туристического сектора экономики в регионе с азиатской направленностью вкупе с другими памятниками культуры, истории и природы.

II. Хан Шаргай – Бурхан баабай

 Ставка Хан Шаргая – Бурхан баабайя (“Хан Шаргайн Бурхан баабайн һуури” расположена между санаторием “Нилова Пустынь” и с.Хойтогол у подножия огромной горы,  мимо которой проходит дорога “Нилова Пустынь – Хойтогол”.

Дацан Бурхан-Баабай

Ставка является историко-культурным памятником, а Песчаная гора – памятник природы, т.к. она скопление огромной массы песка. От нее к востоку, также на левой стороне р.Иркут существует памятник природы-многометровый песчаный пласт – урочище Бадары, которое является уникальным мировым природным созданием, что несомненно одного  геологического происхождения.

Хан Шаргай (Бурхан баабай – ламаистская часть имени) – небожитель (хад бурхан), появление (функционирование в тэнгэрианском пантеоне) относится к началу второго тысячелетия н.э. Это время, по мнению большинства этнологов, образования бурятского этноса (в призываниях в честь хан Шаргая, говорится о 20 поколениях времен, если фактическое обособление бурятских племен от всемонгольского периода, это 1500-е годы, а 20 поколений – это 500 лет, как принято считать одно колено (поколение) в 20-25 лет, а начало сложения бурят-монгольских племен (хори, хонгоодор, эхирид, булагад), по всей вероятности, надо относить к 1000-м годам н.э. – это время выхода монгольских племен из прародины Эргэнэ-хон, по нашему ориентировочно, VIII-X вв. н.э.). [А.Л.Ангархаев. Буряты в общемонгольской истории. У.-У.: БГУ, 2014, с.35-37].

Курорт Нилова Пустынь

Хан Шаргай по тэнгэрианской мифологии-верховный хад (небожитель) западных 55 хатов (хадов), которые являются хозяевами Восточных Саян. Он и сын тэнгэри (небожителя, восседающего в Небесах – Навечно Синем Небе, высшей божественной инстанции монголов; в Тунке Буха ноён и Хан Шаргай являются сыновьями Тэнгэри: и первый охраняет Тунку на востоке, а хан Шаргай с западной стороны и является самым воинственным и быстродействующим из 5-ти гениев-хранителей Тунки. Поэтому в годы Великой Отечественной войны, уезжающие на фронт брали с собой священный песок с Песчаной горы на Ставке. И потом молодые люди – отбывая в «горячие точки» последних лет.

Его самый значительный подвиг – победа над предводителем войска, оказавшегося в бурят-монгольских пределах с карательной и грабительской целью из Кукунура, нынешней Внутренней Монголии, провинции Китая.

Территория, относящаяся к Хан Шаргаю начинается с села Шимки, конкретно с сакрального места «Тамхи баряаша», где путник, направляющийся в сторону с.Монды, в Оку, в Монголию, преподнося табак (закуривая трубку вежливости, почитания хозяев местности, получает разрешение у Хан Шаргая вступить в западные пределы Тунки, что находится под властью грозного стражника Шаргай ноёна).

Трубка Тамхи-Баряашаа

Далее путник переваливает Дабаан (Перевал), где одержал победу Шаргай над кукунурским воителем Сөөхэр ноёном (местность называется Дабаанай аман (по-русски Поддабан), где обязателен ритуал поклонения у горного ключа, обустроенного по современному.

От тракта Култук – Монды (госграница) идет направо ответвление в сторону санаторного комплекса Нилова Пустынь (к радоновым водам).

Реки Иркут и Ехэ Угун, горное тесное ущелье (где расположены санаторные объекты) – и через 3-4 километра – Ставка Шаргай ноёна. Теперь здесь создается рекреационный, культурно-религиозный комплекс.

В дацане Бурхан-Баабай

Ставка Шаргай ноёна – излюбленное место посещения туристов, гостей района в любое время года и промежуточный пункт на пути к знаменитым целебным источникам Шумак (это, как говорят, 108 ключам, исцеляющим 108 видов болезни), что расположены в долине одноименной реки за первыми грядами Восточных Саян (Тункинских белков).

Святилище Шаргая-Бурхан баабая – перспективный в рекреационном освоении объект, и как историко-культурный и природный памятник привлекателен как культурно-природное достояние региона, имеет значение и в международном аспекте (в связи с историей Центральной Азии).

Продолжение следует…

Ардан Лопсонович Ангархаев

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.