Развитие сельских районов Бурятии трудно назвать успешным

Поговорим о ситуации с развитием сельских районов Бурятии. Учитывая общее экономическое неблагополучие республики, не следует ожидать у них хорошей социально-экономической обстановки. Конечно, экономические проблемы Бурятии во многом следствие общероссийского кризиса. Но это не снимает ответственности правительства республики, ведь оно формирует политику их развития.

Её ряд экспертов считает недостаточно продуманной, порождающей конфликты между местными элитами, рост социальной напряжённости, злоупотребления должностных лиц. В числе районов, где наблюдаются такие проблемы,  можно назвать Баргузинский, Тункинский, Заиграевский, Кабанский, Еравнинский ряд иных.

Например, конфликт политических групп нарастает в Баргузинском районе, повторяя картину, что уже больше года мы видим в Тунке. Согласно недавней публикации «МК в Бурятии», в Баргузинском районе с должностей в органах власти снимают сторонников бывшего главы района Ивана Мельникова. Освободившиеся места комплектуются  сподвижниками нового главы Алексея Балуева, помогавшими ему на недавних выборах.

Согласно публикации, людей назначают и снимают в нарушение правил, кадровая политика расходится с предвыборными заявлениями о борьбе с кумовством. В итоге нарастает конфликт между сторонниками прежнего и нового главы, падает качество работы муниципалитета. Подобные процессы отнюдь не снижают социальную напряжённость. На это могут «лечь» и скандалы, связанные с активностью в Баргузинском районе браконьерских «мафий», учитывая инициативы по запрету лова вымирающей популяции омуля. Социально-политической обстановка в Баргузинском районе рискует резко ухудшиться.

Можно не говорить про Тункинский район, который после выборов нового главы у всех на слуху в связи с постоянными скандалами. Весь год с момента избрания Ивана Альхеева в Тунке постоянно гремят «рейдерские» выходки, увольнения «неблагонадёжных», протестные митинги. Совсем недавно разразился скандал с партией нефрита, перевозимой служебной машиной администрации. Обозреватели давно отмечают в Тункинском районе социальную напряжённость на грани открытых беспорядков.

Анатолий Кушнарёв

— Пример Тунки очень своеобразен. Там район раскололся на тех, кто поддерживает Ивана Альхеева, и кто симпатизирует прежнему главе. И до сих пор раскол чувствуется, там даже о бойкоте говорили, — говорит Анатолий Кушнарёв.

По его мнению, это не свидетельствует о благополучии сельских районов. Отметим, и в Тунке, и в Баргузине новых районных глав на выборах поддержало КПРФ Бурятии. Добавим, в этих районах кандидаты, выдвинутые властями республики, проиграли. В Муйском районе претендент не был выставлен вообще, а в Джидинском районе эксперты предрекают напряжённую политическую борьбу, чреватую новым очагом конфликтов.

Не следует забывать о тяжёлом экономическом положении сельских районов. На сессии Народного Хурала в июне 2016 года председатель комитета НХ РБ по бюджету, налогам и финансам Зорикто Цыбикмитов отметил дефицит бюджета у 13 районов, а зампред правительства республики Николай Егоров заявил, что половина районов «вообще никакие».

Качество управленческих кадров в муниципальных образованиях, по ряду оценок, тоже оставляет желать лучшего.

— Я выдвигался в главы посёлка Шалуты. На выборах выступал глава администрации Тарбагатайского района, я посмотрел на уровень участвовавших, комиссии. Это люди с феодальным мышлением, не очень высоким интеллектом, воспринимающие должность как «кормушку» для себя и родственников, а развитие им никакое не нужно, им на это плевать. У них нет никаких идей, они сидят по много лет и всё ждут каких-то денег, — рассказывает общественно-политический деятель Евгений Буянин.

Он также отмечает, что многие сотрудники муниципалитетов не имеют профильного, или даже высшего образования. В результате, сельские администрации неэффективно распоряжаются деньгами. А ведь значительная их часть которых – налоги из Улан-Удэ.

Говоря о качестве управленческих кадров нельзя не вспомнить уголовное дело главы Кяхтинского района Александра Буянтуева, принявшего недостроенное здание, и нанёсшего ущерб бюджету в почти в 7 млн рублей. А глава Тункинского района Иван Альхеев был оштрафован на 20 тысяч рублей за нарушения условий муниципального контракта. В остальных районах тоже не исключены злоупотребления, финансовые, или в кадровой политике. Вспомнить скандал в Заиграевском районе, когда из-за конфликта с районной администрацией уволили директора дома творчества.

Назревает и скандал, связанный с коренными малочисленными народами Севера: из-за правовой коллизии сойоты Окинского района лишились социальной пенсии. Сейчас руководство Ассоциации КМНС Бурятии пытается решить эту проблему.

Общий же итог: в сельских районах Бурятии ситуация остаётся неблагополучной.

Кто ответственен?

В правительстве Бурятии взаимодействие с сельскими районами – функция комитета территориального развития (КТР). Его деятельность освещается не слишком хорошо, но работа с районными муниципалитетами – прямая его обязанность. Функция комитета – координация взаимодействия главы республики, министерств и ведомств с органами местного самоуправления. Для этого используется следующий инструментарий: выезды министерств в районы по заявкам, (это практикуется последние три года), совещания главы РБ с главами муниципальных районов и рабочие поездки в районы, обучение вновь избранных глав и специалистов районных администраций.

— Кроме того, в 2016 году мы впервые начали работать с кадровым резервом глав районов. Это самая большая проблема всех районов. Его только формируем, тут проблема запущена. Мы сделали проект работы с управленческим резервом, но на это нужно немало средств и времени, — говорит председатель КТР Баир Жамбалов.

Здесь затрагивается важный аспект деятельности КТР – подготовка к муниципальным выборам. Например, предварительные социологические исследования, чтобы выявить наиболее популярную у населения фигуру. По результатам рекомендуются кандидатуры на должности глав.

Кроме того, для поддержки инициатив населения КТР проводит работу по формированию территориальных общественных самоуправлений (ТОС), в 2017 году на гранты для них выделено 45 млн. рублей. ТОС могут брать до 10% исполнения государственных и муниципальных услуг. КТР проводит выездные семинары для обучения ТОС по девяти «кустам» — группам районов. Летом 2017 года будет проводиться большое республиканское совещание, чтобы, по выражению Баира Жамбалова, «дать ТОСам второе дыхание».

Другая задача КТР – разработка законов и нормативно-правовых актов по местному самоуправлению. Теперь главы местных самоуправлений могут избираться на конкурсной основе. Кроме того, был создан институт сельских старост для мелких поселений, входящих в крупные муниципалитеты.

Также КТР содействует разработке районами и поселениями стратегий экономического развития. Сейчас проводятся учебные семинары посредством видеоконференций, а также собрания глав поселений. Для организации взаимодействия создана Ассоциация советов муниципальных образований – АСМО. При разработке стратегий развития районов КТР координирует работу всех профильных министерств и ведомств, устраивает круглые столы, чтобы были учтены все ресурсы и ограничения.

Таким образом, политику работы с сельскими районами республики в правительстве РБ определяет в первую очередь КТР.

Оценка работы комитета

Как оценить работу этого подразделения? Дадим слово людям, опытным в вопросах государственного управления.

По мнению эксперта-политолога, пожелавшего остаться неназваным, со стороны республиканских властей кадровая политика в районах недостаточно эффективна, недостаточно взаимодействие с муниципалитетами для создания условий для развития. Например, в плане помощи с оформлением тех же заявок в бюджеты. А провалы на недавних муниципальных выборах кандидатов, на которых делала ставку республиканская власть, и последовавшие конфликты, он оценивает как провал политики работы с сельскими районами.

Председатель комитета народного Хурала по экономической политике Анатолий Кушнарёв деятельность комитета оценил в целом положительно, однако высказал и замечания.

— Мои замечания: во-первых, надо поощрять глав муниципальных образований за долголетний труд, всё-таки это непростая работа. У меня на округе есть человек, который 28 лет работает, я предлагал им как-то его поощрить, тем более у него был юбилей 60 лет. Можно же было поощрить такого человека как пример. Стимулировать их надо, показывать их опыт. Во-вторых, на мой взгляд, недостаточно организуются встречи по обмену опытом между муниципальными главами. Я как депутат, могу, конечно договориться, чтоб свозить тарбагатайских глав поселений свозить посмотреть, как их коллеги благоустройством занимаются, организовывают мероприятия. Но это всё-таки должно инициироваться не мной, а наверное, комитетом, — говорит Анатолий Кушнарёв.

По мнению парламентария, обмен передовым опытом глав муниципалитетов осуществляется «немножко не на таком уровне, на котором нужно». Депутат отметил, что глава КТР ни разу не предложил ему организовать выезд глав поселений в какой-нибудь из соседних районов, изучать их опыт. Он выразил опасение, что в Бурятии повторится проблема Забайкальского края, где люди зачастую не хотят становиться главами поселений. Поскольку проблем слишком много, а возможности решить их недостаточны, в том числе и финансовые. По его словам, в Бурятии уже есть люди уже неохотно идут в сельские главы.

— Есть ещё одно замечание. На мой взгляд, на эти должности нужны подготовленные люди. Должен быть какой-то кадровый резерв глав поселений, чтоб обеспечить сменность и преемственность, это как-то должно регулироваться. Нужно набирать резерв из активных граждан, чтобы КТР как-то обучал, готовил их к этому. Чтобы во власть не попадали случайные люди. А то сегодня как бывает: у кого больше родни, тот выборы главы поселения и выигрывает. Хотя оппонент может как руководитель лучше, но у него меньше родни, — говорит Анатолий Кушнарёв.

Александр Булахов

Бывший сотрудник аппарата президента Бурятии, ныне деятель казачества Александр Булахов работу КТР раскритиковал. Основная недоработка – недостаточная развитость ТОС. Хотя они созданы практически во всех районах, реальную власть ТОС не получили. Изначальная цель их создания — взять часть полномочий муниципалитетов для реализации на местах. Ведь они не всегда выполняют то, что может сделать ТОС, важно разграничить их деятельность при взаимодействии. Он отметил, что закон чётко не оговаривает эту позицию, и всё зависит от того, как ТОСы на местах сработаются с муниципалитетами.

— Муниципалитет должен отдать часть своих полномочий и часть финансовых средств на их осуществление. Но в таком виде пока нет ни одного ТОСа, они сейчас созданы как «потешные полки» Петра Первого, существуют номинально, чтобы какие-то гранты получить от правительства, и что-то на них сделать – к примеру, построить детскую площадку. Но это коренным образом не меняет жизнь жителей, а ведь ТОС задуман как непосредственный выразитель их инетерсов. Ведь людям на местах виднее, что лучше сделать в первую очередь, а что потом. Но этот принцип у нас не реализуется, потому что КТР недорабатывает в плане разработки методических указаний –что конкретно нужно делать ТОСу, как делать, — говорит Александр Булахов.

В итоге, по его мнению, ТОС не реализуются в полной мере, под нужные народу цели и задачи.

Он считает, КТР должен нести нагрузку по разработке методик и донесения её до исполнителей, выбрав правильное направление развития. Тут необходимо и обучение на семинарах людей, способных осуществлять эти решения. Также КТР должен разрабатывать политику развития территорий, как в целом республики, так и каждого отдельно взятого района, учитывая его особенности. Но, по его мнению, работы в этом направлении не доводятся до логического конца.

— Влияние КТР должно быть – как сотрудничество для достижения общих целей развития той или иной территории, повышения её уровня жизни. Если уровень жизни и качества жизни хорошие, соответственно, работа муниципалитета и КТР удовлетворительная. Задача КТР в конечном итоге – повысить качество жизни в сельских районах республики. Важно взаимодействие низов и верхов, чтобы верхи слышали, что нужно, и разработали грамотную методику развития. Но мы не наблюдаем в районах этого сегодня, — говорит Александр Булахов.

Он добавил, что у любого государственного учреждения должен быть руководитель с государственным мышлением, но в правительстве республики и муниципалитетах таких людей явно не хватает. Часто приходят люди, которые не понимают, что делают или хотят делать, имеют непрофильное образование, не понимают внутренней сущности проблем и в отсутствии опыта и знаний, не видят решений.

— Результат мы с вами видим: у нас территории не развиваются. Мы не видим результатов, потому что нет методик развития, методологии. Чтобы куда-то идти, надо знать, куда идти, алгоритм движения. А если мы просто плывём по течению, мы никогда не решим проблемы, стоящие перед нами, — констатирует Александр Булахов.

Позиция комитета

Что по этому поводу считает председатель КТР Баир Жамбалов? Отметим, КТР не властен над муниципалитетами районов, он может лишь выносить рекомендации. Тем не менее, разные скандальные инциденты становятся предметом разбирательств со стороны КТР. Так, после жалоб жителей Баргузинского района на «странную» кадровую политику нового главы, КТР будет проверять правомерность этих увольнений и аттестаций принятых. Если подозрение о «кадровых чистках» подтвердится, вынесут заключение, на основании которого глава республики может рекомендовать районному совету депутатов поднять вопрос об отставке главы. Прокомментировал он и ситуацию в Тунке, ставшую «болевой точкой Бурятии».

Баир Жамбалов

— Я и сотрудники моего комитета неоднократно выезжали в Тункинский район, и сейчас собираюсь выезжать по поводу того, что там митинг прошёл против увольнения учителей. Я вызывал Ивана Альхеева, и мы с министерством образования РБ будем обсуждать эту проблему, хочу выслушать и Аламжи Сыренова как мнение другой стороны, — рассказал Баир Жамбалов.

Он отметил, что на выборах всегда кто-то выигрывает, и кто-то проигрывает, но каждый кандидат, идя на выборы, заявляет, что будет работать на благо жителей своего района. Но если он идёт на благо жителей, у него должны присутствовать разум и мудрость. По мнению Баира Жамбалова, обе стороны должны сделать шаг навстречу, искать компромиссы, преступив какие-то личные амбиции и гордость. Иначе от конфликта проигрывают обе стороны, но более всего страдают жители района, потому что много сил и времени растрачивается на выяснение отношений.

Что касается летних инцидентов на Тункинских курортах, или недавнее задержание машины районной администрацией с партией нефрита, он подчеркнул, что это в компетенции правоохранительных органов.

— Я Ивана Альхеева приглашал, спрашивал, но он отрицает факт присутствия в машине своего сына и другие моменты. На этом разговор и завершился, у меня же нет полномочий допрашивать и задерживать его, — рассказал Баир Жамбалов.

Он отметил, что если предположения о криминальной составляющей подтвердятся, это может инициировать правовые механизмы смещения главы.

Что касается развития ТОС, по его словам, работа в этом направлении ведётся активно, просто процесс незавершён, и делать оценки преждевременно.

— Пять лет назад в Бурятии вообще не знали что такое ТОСы, но за эти пять лет они приобрели организованный характер, появилась государственная поддержка гражданских инициатив. Следующим этапом будет переход на более качественный уровень, чтобы ТОСы стали самостоятельными, поскольку сейчас у них нет ни финансовой, ни юридической базы, — говорит Баир Жамбалов.

Решение проблемы он видит в регистрации ТОС в формате некоммерческих организаций, тогда им можно будет передать часть функций муниципалитетов. Сейчас, по его словам, в республике около 1000 ТОС, из них около 30% числятся чисто номинально, ещё около 30% развитые сильно, и оставшиеся – «середнячки». Чтоб стимулировать процесс перевода ТОС в юрлица, проводятся обучающие семинары, за 2015 год 30 ТОС получили новый статус, но желательно перевести в НКО не менее 300 ТОС.

Прокомментировал Баир Жамбалов и поражение кандидатов от республиканской власти. Он подчеркнул, что голосование общенародное, и на ход выборов КТР влиять не может. Там уже вступают в действие политтехнологи, способные опрокинуть прогнозные оценки.

— В Тунке перед выборами делали предварительный анализ. По опросам Аламжи Сыренов и Иван Альхеев шли примерно одинаково. Но в процессе выборов сработали избирательные технологии, очень многие же люди поддаются на деньги, подношения и прочее. Были, наверное, и нарушения, о которых разбирались в судах, — говорит Баир Жамбалов.

Он добавил, у человека, уже отработавшего главой, неизбежно будут оплошности в работе. Поэтому кандидат, избирающийся впервые, менее уязвим для критики. Этим и объясняется поражение Ивана Мельникова в Баргузине. Баир Жамбалов добавил, что новый механизм праймериз «Единой России» создаёт некоторую проблему. Партия отбирает претендентов на праймериз, но регистрация кандидатов длится дольше, и после праймериз может зарегистрироваться более сильный кандидат, который идёт уже самовыдвиженцем. А ЕР уже не может сменить своего кандидата, а КТР — рекомендовать более сильного претендента.

Он добавил, что сотрудники КТР выезжают в районы проводить обучение новых глав, или встречаться с населением, чтобы узнать жалобы, готовятся отчёты о работе в районах министерств и ведомств, которые идут главе республики.

Заключение

Как можно видеть, в ряде сельских районов ситуация выходит из-под контроля. Тункинский район уже стал символом беспорядков и «тихой войны», по его стопам пошёл Баргузин, негативные процессы тлеют и в других муниципальных образованиях. Главы районов превращаются в «локальных диктаторов» — гонения на неугодных, переделы собственности, скандалы с криминальным душком. ВРИО главы республики Алексею Цыденову едва ли нужен такой бардак во вверенном хозяйстве. Председатель КТР говорит, что комитет делает всё в рамках доступных полномочий. Но проблемы в районах Бурятии не исчезают. В результате, по всем параметрам – экономическим, социальным, политическим – обстановка ухудшается и плохо влияет на жизнь простого населения.

Ведь если оценивать уровень жизни не по каким-то «индексам» из отчётов Александра Чепика, простой гражданин видит, что в магазине ему уже не хватает той тысячи рублей, на которую раньше щедро закупался продуктами. Что касается обстановки в сельских районах, она явно зависит в каждом конкретном случае от главы района или поселения. Ведь правительство республики долгое время не уделяло внимание подбору кадров, и система, видимо, недостаточно отработана. Говорить, что политика развития районов Бурятии потерпела неудачу, наверное, слишком категорично. Но и успехов на этом направлении мы не видим.

Никодим Васильев

One comment

  1. А комитет территориального развития совсем мышей не ловит. Политику развития сельских районов прощёлкали, везде и проблемы, и на выборах не те кандидаты победили. В Тунке раздрай, в Баргузине то же самое начинается. В Заигравеском районе тоже много нехорошего, просто не так известно народу, как Тунка. В Кяхте всякая хрень творится. КТР вообще непонятно чем занимается. Жамбалов странный какой-то руководитель, тихий такой, в тени держится.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.